Что такое вокальная терапия или лечение пением и почему нам надо больше петь

В течение всего времени пение играло важную роль в жизни людей. От выполнения ритуалов до пения в ванной человеческий голос сопровождал нас в наших повседневных задачах, а также в наших поисках более глубокой связи с нами и с миром. Мы часто поем, когда мы счастливы, или как выражение печали. Поем ли мы сами или активно слушаем, как кто-то поет,  мы всегда получаем эмоциональный отклик и наша связь с окружением углубляется. Вокалотерапия или лечение пением это один из методов арт — терапии для лечения  хронических заболеваний ЛОР органов, а также для профилактики физических и психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, бронхиальной астмы, головных болей и др. Из статьи вы узнаете о методах вокальной терапии, упражнениях, мнение экспертов, примеры из практики.

rasprostranenie-zvuka-vokaloterapiya

Как воздействует пение?

Вокалотерапия работает со следующими элементами:

Звук
Изображения представленное ниже показывают, как вибрации музыкальных тонов создают красивые узоры в воде. Наши тела состоят из 70% воды. Когда мы поем жидкости внутри нас вибрируют. Этот процесс освобождает блокированную энергию, влияет на весь организм и стимулирует наши собственные силы для самовосстановления.

rasprostranenie-zvuka-singing-therapy

Поющие тона несут комбинации гласных и согласных. Выбор этих комбинаций является важной частью терапии.

Движение
Многие упражнения сопровождаются различными движениями, которые направляют исцеляющие качества звука на определенные части тела. Одна из терапевтических задач может заключаться в том, чтобы побудить мышцы к восстановлению здоровой активности между напряжением и расслаблением. Это не только влияет на мышечную ткань, но также позволяет эмоционально высвободиться и помогает человеку найти более глубокое понимание себя, своего тела.

Дыхание 
Наше дыхание влияют на наши чувства. Когда мы открыты и расслаблены, оно медленнее и глубже. Когда мы беспокоимся, наша грудь сжимается, и наше дыхание быстро и мелко.

Работая над дыханием со специфическими упражнениями, пение помогает гармонизировать дыхание и тем самым все человеческое существо.

Прослушивание
В нашем современном обществе мы все сильнее стимулируем звук. Мы почти забыли, как слушать.

В сеансе терапии предлагается активно слушать поток звука и качества гласных и согласных. Это внимательное слушание направляет его к более глубокому и сильному чувству себя.

Укрепление самого себя
У большинства из нас есть моменты, когда мы не чувствуем себя полностью присутствующими или осознанными. Мы мало сосредоточены и связаны с нашими органами. В таком состоянии довольно трудно найти наше истинное место в мире и реализовать весь наш потенциал.

Работая с элементами, упомянутыми выше, человек учится лучше понимать свое существо, тело, слышать «душу». Таким образом, он находит внутреннюю силу и развивает более здоровое и более объективное чувство реальности. Это позволяет ему восстановить гармоничные отношения между собой и его окружением.

Кому полезна вокалотерапия?

Пение может быть полезно для людей с любым из следующих условий:

Вокальные проблемы, нарушение в процессе дыхания, например, астме, метаболические заболевания, условие уха, такие как шум в ушах, дегенеративные и хронические воспалительные заболевания, мышечно-скелетные расстройства, тревоги, депрессия и психические заболевания. Это может быть также сопутствующая терапия для больных раком.

komu-polezno-penie

Пение также может помочь детям с проблемами развития и трудностями в обучении.

Весь человек слушает и поет

Что такое вокалотерапия

Вокалотерапия — это метод профилактики, лечения и реабилитации бронхолегочных заболеваний, охраны и постановки голоса. Особенно эффективна терапия пением при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно — сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера.

Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Развитие песнопения

Если оставить научную область и перенестись в давние времена, можно обнаружить картину природного взаимопроникновения человека в песенный мир еще до его рождения. Ребенок, находясь в утробе матери, нередко слышал пение, сопровождавшее почти каждый из моментов его жизни. Он предстает активным слушателем, поскольку, чувствуя вибрации материнского организма, изначально является соучастником песни. Кроме ударов сердца, сокращений мышц живота при дыхании и движениях, на плод заметное влияние оказывают мажорные и минорные состояния души матери.

kak-peli-v--starinu-razvitie-pesnopeniya

Нельзя утверждать, что пение изменяет человека. Песня дает право обезличить и постепенно нивелировать неугодные для социума явления: замкнутость, стеснительность, агрессивность. Песня есть спектакль одного актера, которому предоставляется возможность пройти ряд ролевых перевоплощений. Артистические переживания побуждают воображение к активным действиям. Превратиться в героев любимой песни или стать обстоятельствами происходящего – способ сделать своим все, что существовало до исполнения.

В такие моменты чувства стремятся вырваться наружу. Человек пребывает в неведомом ему состоянии. Соответственно, тональность взглядов на внутренние и внешние трудности меняется в сторону мажорного лада. Уверенность в себе, самораскрытие, адекватная самооценка – данные психотерапевтические компоненты свойственны песенной культуре.

С научной точки зрения проводится много исследований физических, эмоциональных и психологических эффектов пения. Научные свидетельства показывают, что пение влияет на многие виды деятельности, которые жизненно важны для нашего благополучия, например, функция мозга, сердцебиение и дыхание.

Песня представляет основу вокалотерапии

Слово «вокал» имеет латинское происхождение VOX, что означает голос.

Собственно голос – уникальное средство во всех отношениях. Во-первых, это визитная карточка. Например: шаг в новый коллектив сделать нелегко. Завоевать уважение, авторитет еще труднее. В процессе освоения голоса человек учится в определенной ситуации звучать гармонично с тем, что есть вокруг или внутри него. Во-вторых, любой издаваемый звук – это признание личности. Голос говорит о сиюминутном настроении, о глубоких душевных переживаниях, о чертах характера. Психическое состояние человека отражается в окраске, тембре, интонации. Если горло и мышцы зажаты, блокируются не только звукоизвлечение и дыхание, но и выражение чувств поющего.

Сознавая реальную связь голоса и личности нетрудно допустить гипотезу их взаимозависимости. Данный аспект служит фундаментом вокалотерапии. С постановкой голоса, его уверенным звучанием, с наличием обертонов, в конечном счете, связана и постановка человека в обществе.

Основными физиологическими компонентами природы голоса являются звук и дыхание.

Звук испокон века использовался для лечения душевных и физических болезней. Науке известно, что около 20% воспроизводимого человеком звука имеет направленность во внешнее пространство, а 80% охватывает пространство внутреннее, вызывая при этом резонирование органов, тканей и более тонких строений организма. Еще со времен Аристотеля и в Древнем Китае соматические болезни лечили музыкой и вокалом.

Если рассматривать звук с точки зрения физики, то мы обнаружим колебания воздуха от 20 Гц до 20 КГц. Колебаний большое количество, их соотношение может быть как гармонично, так и дисгармонично. Незаметно для живых существ волны вовлекают в вибрационное поле, заставляя звучать с собой в унисон. Например, известны случаи, когда инфразвук, порождаемый штормом и цунами за много тысяч километров от проходящего судна вызывал состояние беспричинного беспокойства и страха, и даже летальный исход у членов команды корабля. Инфразвук находится за порогом восприятия, однако действие его реально.

rasprostranenie-zvuka-singing-therapy

Влияние звука на человека возможно как положительное, так и отрицательное. При элементарном звукоизвлечении происходит включение собеседника в совместное «проживание» звука. Например: как заразителен бывает смех или крик, рыдания об утраченном или восторг приобретения. Порой, не отдавая себе отчета, люди, проходя мимо, еще долго несут в себе состояние тех, чей голос звучал в определенном настрое. Осознание того, что в данный момент творит голос, ориентирует на более вдумчивый подход к выстраиванию собственной речи.

Давая право звуку на существование, личность становится созвучна своему творению. В противовес, звук отражает сущность личности, ибо личность породила звук. Все – кости рук, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Следовательно, от характера и эмоциональной окрашенности звука будет зависеть состояние души и тела – здоровье или недуг, страх или радость, напряжение или свобода.

Таким образом, работа со звуком (силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами — приближает не только к качественному и техническому исполнению вокальных сочинений, но и формирует, корректирует личность человека. Звук, будто родник, прежде чем выйти на поверхность, живительной струей омывает недра человеческой души, через эмоциональные каналы выносит негатив на поверхность. Человек осознанно видит перед собой картину содеянного и перестает быть рабом страха.

Большую роль в позитивной ориентации во время занятий сольным пением играет оригинальная манера звукоизвлечения. Пение и улыбка в сумме дают звукоизвлечение светлых, чистых тонов, создавая необходимые условия данной деятельности – свободу.

Вторым неотъемлемым физиологическим компонентом голоса является дыхание.

Глубокое дыхание способствует обеспечению тканей организма достаточным количеством кислорода, что замедляет метаболизм в клетках органов. По сути, человек не живет полной жизнью, если не дышит полной грудью. Интерес представляет формулировка того, что есть счастье с физической точки зрения. Счастье – это выдох. Работая над увеличением выдоха с целью качественного вокального исполнения песни, человек создает условия не только для увеличения объема легких и их хорошей вентиляции, но и умножает релаксационный момент, который напрямую связан с выдохом (расслабление), как антоним вдоха (напряжение).

Заставляет диафрагму быть более активной в дыхательных движениях, поющий тем самым раскрепощает себя, снимая блок зажатости на уроне талии. Такое освобождение обеспечивает большее число степеней свободы, а значит, позволяет самовыражаться с большей полнотой. Восстановление дыхания во время пения происходит неосознанно и проявляется в показателях улучшения самочувствия, в изменении взгляда на проблемы, прежде представляющиеся угрожающими и опасными.

источник http://www.topauthor.ru/chto_takoe_vokaloterapiya_863b.html

Вокал и пение как способ избавления от болезней

Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно ПЕНИЕ.

Когда человек болеет, голос его “садится”, становясь глухим и бескрасочным. Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию.

История лечения пением

Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными недугами (наши далекие предки интуитивно угадывали наличие в пении огромной оздоровительной силы, но не умели научно объяснить этот феномен).  К примеру, В Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства.

На Руси славяне считали, что поет в человеке сама ДУША и пение – это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека.

В позитивной ориентации личности во время занятий фольклорным пением важную роль играет оригинальная манера звукоизвлечения. В каждой местности она имеет свои особенности. Но есть одна черта, которая свойственна манере звукоизвлечения любого уголка России – когда звук посылается как бы в пространство, губы растягиваются в улыбке, заставляя использовать т.н. “передний резонатор”.

Вы поете и улыбаетесь, а за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно, в результате систематической тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре внешняя улыбка становится улыбкой внутренней, и мы сквозь нее начинаем смотреть на мир и на людей.

На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы). Помимо этого, просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия – в той точке, где “тело звука” реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своими вибрациями пространство и все его компоненты.

Если болезнь в самом деле является сбоем нормальных внутренних биоэнергетических ритмов человека, то песня и пение в этом случае – очень сильный лекарь.

Методы вокалотерапии 

Именно так по-научному называется лечение пением активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.

Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”. “Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно петь.

Хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.

Когда человек говорит или поет (одним словом – “звучит”), то, по разным оценкам, от 60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы (поглощается ими) и только 15-40 % – во внешнюю среду. Нашему организму отнюдь не безразлично то, какими будут те самые 60 % собственной – произведенной (производимой) самим человеком – звуковой “пищи”, которые ему – организму – придется (или приходится постоянно – ежедневно) “переваривать” и “усваивать”.

opera-singers

Польза вокалотерапии и пения для беременности

Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую им тренировку и стимулируют головной мозг. /Несколько десятилетий назад знаменитый французский акушер Мишель Оден организовал в своей клинике хоры a-capella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.

То, каким голосом будет говорить в своей жизни человек, во многом зависит от его матери. Именно ее голос, бесконечно меняющийся в самых разных ситуациях общения с ребенком, уже в раннем возрасте малыш принимает за своеобразный эталон (младенец начинает подражать в голосе прежде всего своей матери). Сейчас многие специалисты всерьез предлагают будущим мамам начинать развивающие занятия с ребенком уже в период его внутриутробного развития – разговаривать, петь песни и заводить для него гармоничную музыку. За рубежом для беременных выпускаются специальные бандажи на живот со стереофоническими мини-колонками.

polza-vokaloterapii-i-peniya-dlya-beremennosti

Девочки “обретают голос” раньше мальчиков и пользуются им значительно охотнее. По одной из антропологических теорий, именно женщине человечество обязано развитием голосового аппарата.

Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например, “р” и “ш”).

В школе-лицее № 69 г. Липецка занятия пением практикуются с целью профилактики болезней. По наблюдениям липецких педагогов, те из ребят, которые посещают эти уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться. ”Когда поют дети в классе, врачи в медпункте молчат. В кабинете у них даже весной пусто, хотя и грипп повсюду”, – уверяют учителя школы-лицея № 69. По утверждению липецких специалистов, для профилактики у детей гриппа особенно хороши протяжные народные песни.

Мнение эксперта о лечении голосом

О лечебных свойствах песни и песенного творчества в указанной липецкой школе-лицее поначалу даже и не подозревали (просто учили ребят вместе с обычными предметами еще хореографии и пению). Но позже медики заметили, что к “поющим” детям простуда не “пристает”. При этом взаимосвязь между здоровьем и песней учителя объясняют по-разномукто говорит о телесной и духовной гармонии, а кто – о дыхательной гимнастике.

“Чтобы красиво петь, нужно правильно дышать, – объясняют педагоги. – Особые вокальные упражнения помогают певцам не только “дыхание поставить”, но и улучшают общее самочувствие исполнителя. Специальные дыхательные упражнения мы включили в программу обычных уроков пения. И, кроме оздоровительного эффекта, недавно открыли еще одно свойство: оказывается, поющие, танцующие и рисующие дети получают больше «пятерок» и по другим учебным предметам”. В настоящее время липецкие чиновники образования подумывают о возможности включения такого рода необычных творческих уроков в учебные программы и других городских школ.

 

Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно “интонировать” голосом, чем 3-4-летнему малышу, но вполне возможно (было бы желание и терпение).

morozov-mnenie-ekspertaТоновый диапазон человеческого голоса – от самого низкого до самого высокого его звука – обычно располагается в пределах от 64 до 1 300 Гц, причем разговорный (“бытовой”) голос занимает примерно одну десятую этой шкалы.

Профессор, доктор биологических наук Владимир Морозов (Институт психологии РАН) сообщает следующую информацию:

«Есть очень интересный механизм, который открыла лаборатория невербальной коммуникации Института психологии РАН. Любой музыкальный звук состоит из основного тона и призвуков к нему – обертонов. Сотрудники лаборатории обнаружили один из ранее не известных механизмов передачи эмоций – изменение частотного расположения обертонов голоса (при выражении радости они гармоничны, а при гневе – дисгармоничны).

Интересные факты о голосе

Мужские голоса обычно помещаются в 2,5 октавах, женские – иногда выходят за пределы 3-х октав. /Верхним пределом самых “голосистых” оперных примадонн принято считать ноту “ФА” 3-ей октавы в арии Царицы из оперы Моцарта “Волшебная флейта”.

Силу голоса, как и силу звука вообще, измеряют в децибелах (дБ, dB).

У оперных вокалистов сила звука доходит до 110-130 дБ, иначе они никогда не “перекрыли” бы звучание многолюдного оркестра.

Классификация разговорных голосов – задача почти нереальная. Певческие же голоса «разложили по полочкам» только в середине XIX века. Тогда и “договорились”, что мужчины поют басом, баритоном, тенором, а женщины – альтом, меццо-сопрано и сопрано (если идти от более низких голосов к более высоким). Разделение это достаточно условно – ведь каждый голос уникален и неповторим.

Злые шутки даже с прекрасными голосами порой играет микрофон (техника очень своеобразно преобразует частоты), поэтому голоса вокалистов подразделяют на «микрофонные» голоса (те, что в записи становятся только лучше) и «немикрофонные» (плохо ложащиеся на «пленку», в «цифру»). По оценкам специалистов, микрофон “любит” мягкие, бархатные и, можно сказать, чувственные тембры (некоторые “микрофонные” певцы, строго говоря, и не поют, а “выдыхают” звуки).

Исследования американских ученых, проведенные среди певцов одной оперной группы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.

Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал:

«Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища».

Пение для здоровья человека

По словам специалистов, при работе с песенным фольклором, наряду с проработкой отдельных психо-эмоциональных состояний, происходит и коррекция отдельных черт личности человека. Замкнутость, стеснительность, агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность.

Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом (расслабление) как антонимом вдоха (напряжение). Наверное, без всяких научных выкладок наши предки были об этом осведомлены. “Цепное” дыхание, которое практикуется при занятии фольклорным пением, не только учит непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха, возрастающих в зависимости от использования нижнего (брюшного) типа дыхания.

В ходе освоения “цепного” дыхания (при хоровом фольклорном пении) в работу включается тот тонкий слух, которым мы до сего момента практически не пользовались – умение слышать дыхание другого и почувствовать, когда ему предстоит сделать вдох, чтобы это не произошло одновременно с тобой и не прервало звучание.

Восстановление свободного дыхания при занятии фольклорным пением происходит подсознательно и проявляется не только в показателях свободы дыхания, но и в улучшении самочувствия, в изменении взгляда на проблемы, прежде представлявшиеся человеку неразрешимыми, опасными.

Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами. В русском песенном фольклоре существует большое количество “неровных” песен, смена темпа в которых может возрастать от минимума до максимума или снижаться от максимума до минимума (напряжение – расслабление – сброс). Хроническое мышечное напряжение у исполнителя за счет таких перепадов темпа постепенно снимается.

Horovod-i-penie

Лидер российской музыкотерапевтической школы, руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего не возможен грамотный вокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы.

Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Источник: http://detielita.ru/vokaloterapiya-lechenie-peniem

Вокалотерапия как элемент здоровьесберегающих технологий

Savina_foto_copyСавина Лилия Владимировна, педагог дополнительного образования 2 квалификационной  категории, МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодежи» г. Комсомольска-на-Амуре.

Более 20 лет я работаю с детьми и давно уже заметила когда ребенок пользуется правильным певческим дыханием наблюдается улучшение его здоровья. Такие дети намного реже болеют, в частности,  гастритами, простудными заболеваниями.

В театральной студии работаю 3 года, в первый год работы в студии воспитанники достаточно часто болели  простудными заболеваниями, после года занятиями по вокалу, а я уделяю большое внимание постановке дыхания, наши воспитанники стали  реже болеть. Раньше у ребят быстро уставали связки, особенно когда им нужно было произносить текст громко, не умея пользоваться дыханием они просто напросто напрягали связки, и за счет этого чувствовали боль в горле. На сегодняшний день ребята уже владеют пределенными  навыками правильного певческого дыхания, научившись владеть своим голосовым аппаратом , намного реже болеют, голоса их звучат свободнее, красивее, полётнее.

О методе вокалотерапии

ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности — с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно ПЕНИЕ.

Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию.

Методы вокалотерапии  активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.

Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия.

Звук – это уникальный мелодический «инструмент», данный человеку самой природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит.

И более совершенного (в частности, с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, не существует. Тоновый диапазон человеческого голоса – от самого низкого до самого высокого его звука – обыкновенно располагается в пределах от 64 до 1 300 Гц, причем разговорный («бытовой») голос занимает приблизительно одну десятую этой шкалы. Мужские голоса обычно помещаются в 2,5 октавах, женские – порой выходят за пределы 3-х октав. Силу голоса, как и силу звука вообще, измеряют в децибелах (дБ, dB). У оперных вокалистов мощь звука доходит до 110-130 дБ, по-другому они ни при каких обстоятельствах не «перекрыли» бы звучание многолюдного оркестра.

Тембр голоса – это особая, индивидуальная его окраска, зависящая от обертонов. У каждого человеческого голоса – свои обертоны, придающие ему индивидуальный отпечаток, чем-то «похожий» на дактилоскопический оттиск.

Лечебными свойствами обладает голос далеко не каждого певца. Бывают голоса, которые оказывают прямо противоположное действие. В одной из работ были обследованы голоса певцов разных жанров: тяжелого рока, различных поп-ансамблей и академических певцов. В группу аудиторов вошли в основном психологи и музыковеды. Им давалось поручение прослушать фрагмент в исполнении певца, обусловить по 10-балльной шкале нрав и уровень его эмоциональной выразительности.

Оказалось, что для группы академических певцов характерны максимальные баллы положительных эмоций и состояний (радость, благополучие) при минимальной агрессивности и недовольстве. Обратная картина наблюдается у солистов тяжелого рока. Группа поп-ансамблей заняла промежуточное положение».

Исследования западных ученых, проведенные среди певцов оперной группы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов существенно выше средней.

Искусство пения – это скорее всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов долгой и здоровой жизни. Постепенное освоение вокальной техники делает голосовой аппарат послушным инструментом.

isskustvo-pet-penie

Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких).

Пение вылечивает бронхиальную астму и прочие бронхо — легочные заболевания, гайморит. Глава российской музыкотерапевтической школы, руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего невозможен грамотный вокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма.

Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное.

К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация.

Попробуйте промассировать печень руками. Это невозможно. А с помощью музыкальных звуков можно восстановить кровообращение и удалить застои. У одного пациента – мальчика 9-и лет была бронхиальная астма в тяжелой форме. С ним провели комплексное лечения и вокалотерапию. После этого мальчика отдали в хор, и он всерьез увлекся пением.

Примеры из практики

В детской практике вокалотерапия вылечивает заикание. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например, “р” и “ш”).

В моей практике бывали такие случаи: девочка 9 лет пришла ко мне заниматься вокалом не выговаривала звук «р» позанимавшись с ней полгода наступило «выздоровление».

Теперь девочка прекрасно произносит звук «р». Юноша 16 лет заикался после 4 недель занятий наступило улучшение, по истечении года занятий заикание практически исчезло. Во-первых: при пении мы распиваем звуки. Во-вторых: правильное дыхание позволяет успокоить волнение, как правило заикание происходит когда люди волнуются.

Вокалотерапия лечение: оздоровительное воздействие звуков

Особая роль в лечебном воздействии на организм проявляется у гласных звуков и некоторых звукосочетаний. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии, то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

Гласные звуки (кроме звуков <Е> и <Ё>):

<А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

<И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

<О> – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

<У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

<Ы> – лечит уши, улучшает дыхание;

<Э> – улучшает работу головного мозга.

Звукосочетания:

<ОМ> – снижает кровяное давление;

<АЙ>,< ПА> – снижают боли в сердце;

<АП>,< АМ>, <АТ>, <ИТ>, <УТ> – исправляют дефекты речи;

<УХ>,< ОХ>, <АХ> – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть):

<В>,< Н>, <М> – улучшают работу головного мозга;

<К>,< Щ> – лечат уши;

<Х> – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;

<Ч> – улучшает дыхание;

<С> – лечит кишечник, сердце, легкие;

<М> – лечит сердечные заболевания;

<Ш> – лечит печень.

В древнекитайской ЦИГУН-ТЕРАПИИ:

  • для лечения печени вытаращивают глаза (общеизвестно, что глаза — «окна» печени) и медленно выдыхают со звукосочетанием <СЮЙ>;
  • при лечении легких поднимают руки ладонями вверх, произнося на выдохе звукосочетание <СЫ>;
  • сердце оздоравливают через выдох со звукосочетанием <КЭ>, который осуществляют с широко открытым ртом;
  • для лечения желчного пузыря произносят на выдохе звукосочетание <СИ> (при этом человек должен лежать на спине или набоку);
  • почки лечат выдохом со звукосочетанием <ЧУЙ>, обхватив кистями колени и держа голову прямо;
  • на селезенку благоприятно воздействует выдох со звукосочетанием <ХУ>;
  • для лечения онкологического заболевания (любой этимологии) произносят звукосочетание <ХЭ> (при этом следует положить обе ладони на больной орган: левая ладонь прижимается к телу, а правая ладонь кладется сверху на левую).

Вокалотерапия детям, упражнения

Занятия с детьми можно проводить по такому методу:

  1. Упражнения на снятие напряжения и расслабление мышц лица, шеи, туловища (3-5 минут.)
  2. Дыхательная гимнастика (7 – 10  минут).
  3. Вокальные упражнения (10 — 15 минут).
  4. Упражнения для активизации дикции и артикуляции (5 – 7минут).
  5. Творческое задание (7 – 10 минут).

Первый раздел включает физические упражнения, связанные с растяжением, напряжением и последующим расслаблением мышц лица, шеи и туловища. Упражнения способствуют быстрому устранению скованности и зажатости подчелюстных мышц.

Второй раздел состоит из комплекса дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой, тренировки нижнереберно-диафрагмального дыхания и певческой позиции.

Третий раздел урока начинается с настройки грудного и головного резонаторов при помощи вокальных упражнений.

Четвертый раздел призван переключить внимание на процесс произношения отдельных звуков, слогов, фраз и текстов. Это привносит в занятие элемент игры,  театральности. Здесь тренируется выразительная, эмоционально окрашенная, четкая речь. Артикуляционная гимнастика служит снятию напряжения с мышц речевого аппарата, правильному формированию гласных и согласных звуков, общему раскрепощению.

Пятый, заключительный раздел вокалотренинга – творческое задание. Это может быть работа над отрывком из вокального произведения, над художественным или поэтическим произведением, небольшой театральной постановкой и др.

Цель – пробуждение индивидуального эмоционального отклика, способности к творческому самовыражению. Все умения и навыки, приобретенные в процессе вокалотренинга, должны быть творчески применены в данной части урока. При умелом ведении этой части урока у воспитанников должна возрасти самооценка личности, чувство уверенности в своих силах и способностях.

В результате  регулярных занятий (не реже двух раз в неделю) уже через 4 — 5 недель можно наблюдать у учащихся повышение жизненного тонуса и выносливости, стабилизацию психоэмоционального состояния, артериального давления, улучшение общего самочувствия и настроения.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/10/24/teia-vokaloterapiya-kak-element

Заключение

Подытоживая свою статью, хотела бы сказать следующее. Внутри одного звука мир также полон и гармоничен, как и наша Вселенная вокруг. Если мы будем стараться как можно тоньше чувствовать мир и звук, как часть себя и мира, тем глубже и сильнее станут наши чувства, а значит, мы будем иметь более богатый внутренний мир. При полной свободе самовыражения богатство внутреннего мира позволит нам полноценно и беспрепятственно обмениваться этими ценностями с окружающими нас людьми, тем самым, умножая красоту в нашей Вселенной.

Важно ощущать, что каждый из нас – тоже звучит. Человеку присущ определенный тон, данный ему природой. Найти его и познать – задача не из легких, но очень занятная. Научиться чувствовать характер и особенности звука, попытаться усвоить зависимость между чистотой звука и комфортным состоянием души – все это сопутствует освобождению от навязчивых программ, стереотипических реакций, снятию напряжений и подготавливает почву для осознания направления поиска: поиска свободного существования и решения текущих задач в нашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector